Аудит ресурсоэффективности

Целью данного аудита является оценка первоначальных ключевых показателей эффективности производственно-экологической деятельности перед внедрением мероприятий по эффективному использованию расходных материалов, сырья, водных ресурсов, а также по сокращению использования вредных материалов/веществ и отходов в целом.

Аудит ресурсоэффективности состоит из:

  • анализа ресурсопотоков путем систематической оценки потоков ресурсов/материалов/сырья в производстве, и оценка материального баланса производства и процессов
  • отслеживания прямых и косвенных затрат, связанных с расходом ресурсов и материалов;
  • выявления слабых точек в произвоственой цепочке;
  • предложений по конкретным действиям для улучшений по слабым точкам;
  • оценки экономии, выгоды и осуществимости предлагаемых действий;
  • рекомендаций для дальнейшей оптимизации и выявления возможностей;
  • учета экологических аспектов производства и материалов.

Аудит ресурсоэффективности — более комплексное мероприятие, которое может включать в себя и энергоаудит.

Аудит ресурсоэффективности включает следующие этапы:

1. Сбор и анализ учетных данных за базовый период для оценки количественных и качественных данных по входящему сырью и материалам, потреблению энергии, объему выпущенной продукции, объемам образовавшихся отходов, выбросов, сбросов и т.д.

2. Проведение инструментальных измерений при помощи контрольно-измерительного оборудования (термовизионная камера, шумомер, газоанализатор, ультразвуковой расходомер, тахометр, портативный фотометр и др.), для получения фактических показателей работы технологического оборудования, расходов воды, энергии, сырья и материалов, а также качественных и количественных данных по выбросам и сбросам на предприятии.

3. Разработка мероприятий по энерго- и ресурсоэффективности рабочей группой экспертов и специалистов предприятий с учетом полученных результатов на основе наилучших доступных технологий, передового опыта и международных практик.

Организация и проведение мониторинговых аудитов предприятий осуществляется специалистами-консультантами. В Кыргызстане подобный аудит проводит «ЮНИСОН».

Так же изучив упрощенные методики, сотрудники предприятия могут своими силами или при поддержке консультантов ПЭРЭТО провести анализ ресурсопотоков.

Примером одной из таких упрощенных методик предложен ZeroWasteScotland программой по управлению отходами Шотлании.


Упрощенный метод оценки и мониторинга ресурс.опотоков от ZeroWasteScotland©

ZeroWasteScotland рекомендует следовать простому пятиэтапному процессу:

Шаг 1. Узнайте, что движет потреблением ресурсов.

На этом этапе необходимо понять, что движет потреблением ресурсов в вашей организации. Вы должны определить факторы, влияющие на то, сколько отходов вы производите и сколько энергии и воды вы используете.

Обозначив эти факторы, вы можете выбрать ключевые индикаторы эффективности (KИЭ), которые помогут вам понять эффективность вашей организации и определить возможности для улучшений.

Есть две основные категории KИЭ: абсолютные и конкретные.

Абсолютные KИЭ измеряют потребление ресурсов без привязки к каким-либо другим факторам, например:

• литры использованной воды,

• тонны образовавшихся отходов,

• использованный киловатт-час электроэнергии.

Конкретные KИЭ обеспечивают более точную индикацию эффективности и прозиводительности. Примеры конкретных КИЭ:

• литры воды на тонну произведенной продукции,

• тонны отходов на количество занятых сотрудников,

• процент переработанных отходов на тонну произведенной продукции

• киловатт-час электроэнергии на одно обслуживаемое покрытие.

И тд

Всем предприятиям следует учитывать факторы, влияющие на потребление ресурсов, чтобы понять .

Шаг 2. Определите требования к данным.

После того, как выбранные вами ключевые показатели эффективности определены, а контрольные показатели готовы для сравнения, следующий шаг — решить, какие данные следует собирать. Важно собирать нужную информацию в нужное время и в нужном формате. У вас уже будет полезная информация об использовании ресурсов в вашей организации, главное — подумать о том, где они хранятся, кого спрашивать о них, в каком формате они находятся и как часто их собирают или получают.

Таблица. Примеры источников данных.

Необходимая информация

Кого спросить

Доступная имеющаяся информация

Данные для сбора

Общий бизнес

Количество произведенных единиц.

Часы работы.

Количество смен/циклов.

Количество персонала в здании.

Число гостей.

Финансовый отдел, команда менеджеров.

Производственные записи продажи.

Использова­ние сырья

Количество произведенной продукции.

Сырье/материалы/продукты используемые в производстве.

Количество использованной бумаги.

Еда, заказываемая ежемесячно.

Финансовый/ бухгалтер­ский отдел, отдел эко-менеджмен­та (если таковой имеется).

Инвентаризацион­ная информация.

Записи о закупках.

Накладные.

Количество/объем забракованной продукции и потерь.

Количество/объем отходов.

Отходы

Все произведенные отходы.

Затраты на утилизацию/вывоз отходов.

Отходы, вывозимые на мусорную свалку.

Утилизация отходов другими способами, в том числе посредством переработки, рециклинга.

Все произведенные пищевые отходы.

Количество отходов, произведенных определенными видами деятельности и/или отделами.

Все упаковочные отходы.

Финансовый/ бухгалтер­ский отдел, отдел эко-менеджмен­та (если таковой имеется).

Оплата за отходы.

Примечания/ записи о передаче отходов.

Формы на упаковочные отходы.

Количество/объем отходов, произведенных по каждому виду деятельности и/илиотделу.

Состав потоковотходов (подходят для переработки или нет).

Виды используемого упаковочного материала.

Количество отходов упаковки на свалку, переработку и для повторного использования.

Использова­ние энергии

Общее потребление электроэнергии.

Общее использование газа / угля / другого топлива.

Использование энергии для конкретных отделов и видов деятельности (например, освещения, производственных процессов и т. д.).

Финансовый отдел, отдел менеджеров.

Счета за энергоснабжение.

Показания основного и дополнительных счетчиков.

Ручная запись показаний счетчиков.

Автоматическое считывание данных счетчика.

Киловатт-часы электроэнергии.

Кубометры/кг топлива/газа.

Водопользо­вание

Общее потребление воды.

Использование воды для конкретных отделов и видов деятельности (например, туалетов, производственных процессов, полива).

Сброс сточных вод.

Предприя­тия, техоб­служивание, финансовый отдел.

Счета за водоснабжение.

Показания счетчиков водопользования.

Разрешение на сброс сточных вод.

Объем потребления воды для конкретных видов деятельности и отделов.

Объемы сточных вод.

Шаг 3. Сбор данных.

На четвертом этапе вы собираете и количественно оцениваете все имеющиеся необходимые данные, хранящиеся в организации. В идеале было бы хорошо собрать информацию за несколько лет, поскольку это поможет вам составить историческую картину и начать выявлять проблемы с производительностью и возможности экономии.

Сбор данных об энергопотреблении.

Есть три основных метода сбора информации об использовании энергии:
• проверка счетов за электроэнергию,
• снятие показаний счетчиков,
• оценка данных об использовании энергии.

Сбор данных о сырье и отходах.
Существует четыре метода сбора информации об использовании сырья и отходах:
• проверка счетов за отходы, записей о закупках и документов о передаче отходов,
• проведение прямых измерений,
• проведение анализа состава отходов,
• оценка данных об отходах.

Сбор данных о воде.
Есть три метода сбора информации об использовании воды:
• проверка счетов за воду,
• проведение прямых измерений,
• подсчет водопользования.

Составление плана сбора данных.

Крайне желательно отслеживать все данные, которые вы собираете, какова их цель и откуда они берутся. План сбора данных поможет вам получить эту информацию.

Таблица. Пример плана сбора данных.

Ключевые индикаторы эффективности

Метод для сбора данных

Частота

Запись данных

Ответственные

Статус

Энергия

Потребление энергии (кВтч) на тонну продукта.

Потребление энергии (кВтч) на одного сотрудника.

Данные от управляющих, коммунальных служб и поставщиков, счета.

Еженедельно

Использование спец. форм/таблиц учетов расходов энергии и финансов.

Менеджер/ управляющий/ бухгалтер.

Данные собраны/

не собраны/ в процессе.

Бумага

Общее использование бумаги (стопки в эквиваленте A4) на одного сотрудника.

Отчет от поставщика канцелярских товаров через менеджера по закупкам.

Ежемесячно

Список покупок формата A4 и % переработанного содержимого по рабочим единицам.

Менеджер/ управляющий/ бухгалтер/ менеджер по закупкам.

Данные собраны/

не собраны/ в процессе.

Вода

Расход воды (м3) на тонну продукта.

Расход воды (м3) на одного сотрудника.

Данные от управляющих, коммунальных служб и поставщиков, счета.

Еженедельно

Использование спец. форм/таблиц учетов расходов.

Менеджер/ управляющий/ бухгалтер.

Данные собраны/

не собраны/ в процессе.

Отходы

Общее количество отходов (в тоннах) на тонну продукции.

Аудит отходов, счета за отходы, отчет от подрядчика по утилизации отходов.

Ежемесячно

Шаблон аудита отходов.

Менеджер/ управляющий/ бухгалтер.

Данные собраны/

не собраны/ в процессе.

Отходы (в тоннах) на тонну продукции.

Отходы (в тоннах) на одного сотрудника

Аудит отходов, счета за отходы, отчет от подрядчика по утилизации отходов.

Ежемесячно

Шаблон аудита отходов.

Менеджер/ управляющий/ бухгалтер.

Данные собраны/

не собраны/ в процессе.

Всего переработано (%) на тонну продукта.

Всего переработано (%) на одного сотрудника.

Аудит отходов, счета за отходы, отчет от подрядчика по утилизации отходов.

Ежемесячно

Шаблон аудита отходов.

Менеджер/ управляющий/ бухгалтер.

Данные собраны/

не собраны/ в процессе.

Персонал

Отчет из отдела кадров.

Ежекварталь­но

-

Менеджер/ управляющий/ бухгалтер.

Данные собраны/

не собраны/ в процессе.

Количество произведенных единиц продукции

Отчет, подготовленный операционным директором.

Ежемесячно

-

Операционный директор,бухгалтер, менеджер.

Данные собраны/

не собраны/ в процессе.

Шаг 4. Проанализируйте и оцените данные.

После сбора данных следующим этапом является анализ и оценка данных, чтобы выявить любые проблемы и определить области для возможных улучшений и экономии средств. Это можно осуществить на уровне компании, объекта, отдела или процесса в зависимости от собранных данных.

Простые таблицы отслеживания помогут вам сопоставить данные и легко построить графики, иллюстрирующие производительность.

Zero Waste Scotland© предлагает таблицы для воды, для отходов и для энергии. Пакеты электронных таблиц содержат инструменты для создания графиков, которые позволяют отображать данные

Также в программе Excel есть множество различных типов графиков, включая линейные диаграммы, круговые диаграммы, гистограммы и диаграммы рассеяния. Выбирайте на ваше усмотрение.

С помощью своих графиков вы теперь можете оценить использование ресурсов вашей организацией и определить, где вы находитесь с точки зрения ваших КИЭ -ключевых индикаторов эффективности. Критически взгляните на графики и задайте следующие вопросы:

• Есть ли резкие колебания? Что их вызвало?
• Производительность улучшилась, снизилась или осталась постоянной? Где и почему?
• Есть ли периоды неэффективности? Если да, то в чем могут быть причины?
• Были ли периоды высокой эффективности? Можно ли внести коррективы, чтобы всегда достигать более высоких показателей?
• Могли ли другие факторы повлиять на производительность (например, протекающая труба, суровые погодные условия)?
• Какие улучшения можно было бы сделать?
• Где были успехи? Можно ли их воспроизвести в других областях?
• Как можно сравнить аналогичные периоды времени (например, тот же период в прошлом году)?
• Движется ли KИЭ к цели? Если нет, то почему? Нужно ли нам расставлять приоритеты для некоторых действий для достижения цели?
• Сильно ли различаются значения KИЭ? Если да, то почему?
• Является ли изменение KИЭ случайным или систематическим? В чем могут быть причины?
• Как сравниваются другие процессы, отделы и конкретные виды деятельности (например, внутренний сравнительный анализ)?
• Есть ли расхождения в данных (например, неверные данные, неучтенное потребление ресурсов)?

Шаг 5. Определите меры и внедрите их.

Собрав и проанализировав свои данные, вы сможете подготовить список действий по устранению любых выявленных проблем.

Разработка плана действий

Включите меры по повышению эффективности использования ресурсов в план действий с указанием затрат. Таким образом, ваша организация может сравнить затраты и выгоду от каждого действия, оценить его приоритет и решить, будет ли ваш бизнес это реализовывать.

В вашем плане действий должны быть указаны:

  • предлагаемые первоочередные меры по улучшению,
  • ключевые этапы реализации каждой меры,
  • достижимые технические, экологические или экономические выгоды,
  • командные роли и обязанности,
  • сроки завершения,
  • сроки действия.

Реализация вашего плана действий

Реализация плана действий потребует детальной командной работы. В некоторых случаях вам потребуется составить подробные планы реализации конкретных проектов по улучшению в рамках общего плана действий.

Необходимо вовлечь всех сотрудников в процесс реализации и держать людей в курсе прогресса. Это жизненно важно для поддержания интереса и мотивации.

Регулярный анализ прогресса

Когда вы приступите к реализации плана действий, важно регулярно проверять свои данные. Это не только позволит увидеть прогресс, которого вы достигли, и результаты предпринятых действий, но также может помочь вам получить инвестиции для будущих программ или внести свой вклад в экономическое обоснование. При проведении обзора прогресса следует учитывать некоторые ключевые аспекты:

  • убедитесь, что в ваш обзор прогресса вовлечены все соответствующие заинтересованные стороны (например, владельцы данных, руководители отделов, высшее руководство);
  • проводите обзор регулярно (в идеале — ежеквартально);
  • убедитесь, что данные представлены в удобном и содержательном формате;
  • установите четкие критерии, по которым вы оцениваете достигнутый прогресс;
  • определите, почему проект работает (или не работает) так, как ожидалось.

Достигнутые положительные результаты должны быть доведены до сведения высшего руководства и персонала, чтобы подчеркнуть проделанную хорошую работу и положительные улучшения на сегодняшний день. Эти «хорошие новости» позволят еще больше усилить сообщение о том, насколько важно повышение эффективности использования ресурсов для вашей организации, и помогут получить дополнительные ресурсы для продолжения вашей кампании по улучшению.