Внедрение систем экологического менеджмента на предприятиях HoReCa

Система экологического менеджмента (СЭМ) предоставляет организациям основу для эффективного управления своими экологическими обязанностями в отношении отчетности и повышения эффективности. Внедрение эффективной СЭМ должно приводить к постоянному совершенствованию управленческих действий, основанных на мониторинге ключевых показателей эффективности, которые связаны с этими действиями.

Большинство предприятий HoReCa не регулируются напрямую природоохранными органами, и любое решение о принятии плана управления окружающей средой является добровольным. Однако есть множество потенциальных преимуществ внедрения СЭМ, в том числе:

● повышение операционной эффективности и снижение затрат, например через снижение потребления энергии и воды, уменьшение образования отходов и т. д.;

● прогнозирование экологического урона и риска, предупреждение соответствующих штрафных мер к предприятию;

● демонстрация экологических обязательств перед клиентами и другими заинтересованными сторонами;

● расширенный доступ к информации и готовность к работе с клиентами, которые требуют стандарты экологического менеджмента;

● демонстрация заинтересованности в достижении нормативно-правового соответствия перед государственными органами.

Кроме того, успешное внедрение передовых методов СЭМ может вдохновить клиентов и побудить их к более экологичному поведению или даже к внедрению СЭМ в свою очередь.

Системы экологического менеджмента могут быть:

  • неформальными системами, разработанными внутри организации;
  • международно-признанными системами, сертифицированными, например, по ISO 14001, EU Ecolabel, EMAS (Схема экологического менеджмента и аудита Евросоюза);
  • системами, разработанными секторными ассоциациями, как, например, Travelife от туристической ассоциации Великобритании, которая получила признание во многих странах.

Пример схемы сертификации экоменеджмента в туристической индустрии от Travelife

Travelife — это схема сертификации, направленная на достижение экологичных практик в туристической индустрии. Она призвана предоставить компаниям реалистичные цели устойчивого развития, инструменты и решения для реализации позитивных изменений в их бизнесе и цепочках поставок. Системой управляет ABTA – туристическая ассоциация Великобритании.

Travelife для гостиниц и жилых помещений — это схема сертификации, которая помогает гостиницам и объектам размещения регулировать и отслеживать их социальное и экологическое воздействие, а также сообщать о своих достижениях клиентам.

Travelife для отелей и жилых помещений предоставляет широкий спектр поддержки, чтобы помочь участникам продвигаться к их стороннему аудиту, включая контрольный список устойчивости в онлайн-формате, основанный на европейских и международных стандартах, который позволяет объектам недвижимости управлять своей производительностью и отслеживать прогресс.

После подписки объекты недвижимости проходят полный сторонний экологический и социальный аудит. В случае соответствия требованиям критериев системы устойчивого развития они могут получить сертификат Travelife Gold и затем опубликовать его в своих брошюрах, на веб-сайтах или в других информационных материалах для гостей, а также разместить табличку с сертификатом Travelife в общественных местах на своей территории. Travelife для отелей и жилых помещений — это единственная схема сертификации, которая работает в партнерстве как с британскими, так и с зарубежными туроператорами, использующими Travelife для управления отелями и жилыми помещениями своих поставщиков.

Источник: https://www.travelife.info/

В контексте Кыргызстана и его сектора HoReCa сертификация экологического менеджмента только зарождается. Одна из целей проекта ПЭРЭTO — продвигать сертификацию экологического менеджмента в секторе HoReCa и помогать владельцам бизнеса извлекать выгоду из экологического менеджмента.

С чего начать при желании внедрения СЭМ? В таблице ниже приводится сводная информация о реализации СЭМ по отношению к подходу «планирование — выполнение — проверка — действие» и выделение соответствующих аспектов этого документа для каждого этапа. Ключевым моментом является создание экологической политики в организации или на предприятии, за которым следует разработка планов действий с конкретными целями. Они должны основываться на понимании того, что реально достижимо, и определяться соответствующими критериями качества.

Этапы и мероприятия экологического менеджмента.

Этап

Управленческая деятельность

Построение планов

  • Определение приоритетных проблем и вызовов (важные экологические аспекты для организации).
  • Разработка общей организационной политики по отношению к обозначенным проблемам и вызовам.
  • Определение стандартов и возможностей улучшения (ориентируясь на передовую практику).
  • Постановка цели и задач.
  • Подготовка плана действий, программы и процедуры для достижения целей.
  • Распределение обязанностей.

Выполнение

  • Ответственные лица реализуют планы, программы и процедуры.

Мониторинг

  • Мониторинг результатов.
  • Оценка эффективность по целям и задачам.
  • Если есть отклонения и несоответствия планам — определение причин отклонений и несоответствий.

Последующие корректировки и адаптации

  • Принятие мер по устранению несоответствий.
  • Анализ эффективности и адекватности элементов СЭМ по отношению к целям.
  • Выявление изменяющихся обстоятельств.
  • Изменение элементов системы, включая политику, цели, задачи, обязанности, планы, программы, процедуры.

Определение приоритетов и целей — самый важный шаг в начале внедрения СЭМ. Их формулировка может зависеть от амбиций организации. Но важно учитывать все возможные области деятельности в рамках бизнеса, включая поиск более экологичных продуктов и повышение экологической осведомленности клиентов. .

Обучите свой персонал. Вы не можете делать все самостоятельно, вам нужна поддержка вашего персонала. Чтобы вовлечь своих сотрудников в «зеленые» практики, вам необходимо рассказать им о преимуществах каждой программы. Они должны иметь хорошее представление о пользе каждой программы или улучшения для окружающей среды, гостей и отеля/кафе/ресторана. Работайте со своими сотрудниками, чтобы придумать дополнительные способы продвижения экологически безопасных методов повышения экологичности вашего предприятия, поскольку работающие «на местах» сотрудники часто могут привнести идеи с другой и очень ценной точки зрения.

Независимо от того, какие экологические идеи вы внедряете в свой отель/ресторан, важно, чтобы вы верили в принцип, лежащий в основе этого процесса. В противном случае ваши гости легко увидят «гринвошинг», и ваши усилия окажутся контрпродуктивными. Прежде чем начинать новую программу или политику, найдите время, чтобы понять экологические причины, стоящие за этой программой.